|          Суицид, самоубийство – целенаправленное лишение себя жизни, как правило, добровольное и самостоятельное.    Самоубийство и попытка суицидов среди детей – проблема особо острая и шокирующая. Чаще всего самоубийства совершаются подростками в возрасте 14-17 лет, то есть в период наиболее неустойчивого психического состояния. Хотя есть случаи лишения себя жизни младшими школьниками или дошкольниками.      Суицид – это процесс, а не событие. Это не проблема, а попытка разрешить проблему. Признаки, свидетельствующие о суицидальной угрозе 
| Поведенческие                        | Словесные  | Эмоциональные |  
| Любые внезапные изменения в поведении и настроении, особенно – отдаляющие от близких           | Уверения в беспомощности и зависимости от других         | Амбивалентность, неоднозначность |  
| Склонность к неоправданно рискованным поступкам      | Прощания       | Беспомощность-безнадежность |  
| Чрезмерное употребление алкоголя или таблеток          | Разговоры или шутки о желании умереть           | Переживание горя |  
| Посещение врача без очевидной необходимости          | Сообщение о конкретном плане самоубийства             | Несвойственная агрессия или ненависть к себе |  
| Нарушение дисциплины или снижение качества работы и связанные с этим неприятности в учебе, работе  | Медленная, маловыразительная речь     | Признаки депрессии: нарушение сна, аппетита, повышенная возбудимость, грусть и др. |  
| Расставание с дорогими вещами или деньгами  | Двойственная оценка значимых событий          | Вина или ощущение неудачи, поражения |  
| Приобретение средств для совершения суицида             | Высказывания самообвинения             | Чрезмерные опасения, страхи |  
| Подведение итогов, подведение дел в порядок, приготовление к уходу    |              | Чувство малозначимости, никчемности, ненужности |  
| Пренебрежение внешним видом, аккуратностью в быту           |              | Рассеянность или растерянность |  
| «Туннельное» сознание |              |              |    Помните, о суицидальном поведении говорит не один из признаков, а их совокупность Алгоритм действия родителей, если их дети склонны к суицидальному поведению  1.Побеседовать с ребенком. 2.После спокойного разговора следует предложить ребенку встречу с психологом оказания профессиональной помощи. 3.Найти информацию о том, где можно встретиться с квалифицированным психологом по данному вопросу в данной территории. 4.Самому родителю тоже необходимо посетить психолога, а при необходимости пройти курс психотерапевта с целью формирования адекватных взаимоотношений с ребёнком.  Рекомендации родителям по ведению беседы с детьми · Первый разговор стоит проводить в случае, если вы уверены, что ваши подозрения не напрасны. ·   Разговор должен быть абсолютно спокойным, ни в коем случае нельзя повышать голос – такой способ не будет иметь необходимого результата, так как ребенок, ощущая враждебность родителей, ничего не расскажет или же, совершит рецидив ·  В то же время вам следует говорить уверенно. Это даст ребенку ощущение, что ему есть на кого опереться, что рядом есть доброжелательный любящий человек, который готов прийти на помощь. ·  Следует показать ребенку, что несмотря ни на что, вы готовы помочь ему справиться с возникающими трудностями. ·   Конечной целью разговора должна стать договоренность с ребенком о том, что он начнет посещать консультации психолога. Пример: «Мы готовы тебе помочь во всем, ты можешь обращаться к нам в любое время. Нам кажется, что тебе стоит обратиться за помощью к специалисту, имеющему опыт решения таких вопросов».   Советы для родителей по профилактике суицидов Ни в коем случае не оставлять нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка; Анализировать вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию; Учить ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков. Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: "Что будет, если..." Воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах Не опаздывать с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии; Не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы; Обсудить с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряженной с риском для жизни; записать соответствующие номера телефонов; Записать свои рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым родители сами доверяют. |