Экспозицию, посвященную истории Важеозерского монастыря
    

Муниципальное казенное 

общеобразовательное учреждение

"Коткозерская средняя   

 общеобразовательная школа"   

       

Экспозиция, посвященная истории Важеозерского монастыря

 

  «На далеком севере, в пустынном Олонецком крае, на берегу небольшого озера Важи, среди векового, почти непроходимого леса, увлажненного местами болотным мхом, расположена небольшая иноческая обитель — Важеозерская, или Задне-Никифоровская. Более уединенного места для обители, для подвигов молитвенных трудно, кажется, и найти. На много верст вокруг нет никаких селений. Всюду пустынная тишина, все полно покоя, изредка нарушаемого голосами птиц, криком зверя да тихим звоном небольших колоколов монастырского храма. И паломников редко встретишь в обители, особенно зимою, когда вьюгами заметаются дороги, и самый след их изглаживается под сугробами снега...» — рассказывал в 42-м номере «Русского паломника» автор, побывавший там в 1900 г..

Основание монастыря.

  Основание обители положено около 1520 г. препп. Никифором и Геннадием - учениками великого русского святого, преп. Александра Свирского.

Преп. Никифор родился в семье небогатых поселян в Важенском погосте, лежащем близ реки Свири, в 70 верстах от Олонца. Некоторое время он подвизался у прп. Александра в Свирском монастыре, но, не желая славы «и похвалы мира сего», ушел на озеро Важе, где уже в тесных землянках с немногими учениками молился Богу преп. Геннадий.

Никифор избегал похвал и попросил прп. Александра Свирского благословить его идти в Киев на поклонение святым Печерским угодникам. Преп. Александр посоветовал прежде сходить в обитель Воскресения Христова к преп. Кириллу, игумену Новоезерскому. «Когда придешь к Ново-озеру, лодки не ищи…, - напутствовал он своего ученика. – Отойди в сторону и молись, пока за тобою не приедут.

Преп. Никифор так и сделал. Достигнув озера, он не остановился в деревне Кобыльина Гора, а отошел в сторону и принялся молиться. Потом его сморило, и он прилег на камень отдохнуть. Скоро его разбудили. Никифор увидел незнакомого монаха, вылезающего из лодки. «Благослови меня, святой отец! – попросил преп. Никифор. – Прости, что уснул…». «Меня благослови! – ответил преп. Кирилл. Ведь ты послан духовным братом моим Александром – служителем Троицы. Преподобные обнялись, и дивный свет воссиял над ними, повествует предание. Восемь дней провел Никифор в Новоозерском монастыре. Прощаясь с ним, преп. Кирилл сказал: «Хотя мы имеем с братом Александром большое желание увидеть друг друга, но по Божиему изволению в нынешнем веке сего не сподобимся и увидимся, когда от тела разлучимся, а твои труды, четный отче, не будут забыты пред Богом».

С приходом преп. Никифора на озеро Важе образовался небольшой пустыннический монастырь и около 1530 г. был воздвигнут деревянный Преображенский храм.

                                  История развития монастыря

  НАЧАЛО XVII в. Почти незаметно для истории протекла жизнь Никифоровской обители, скрытой дремучим лесом.  В Смутное время бурные события не обошли стороной и обитель. Отряды литовцев, опустошая северные пределы России, напали и на беззащитную пустынь. Отшельники не оказывали сопротивления грабителям. Под ножами литовцев приняли смерть старцы Игнатий, Леонид, Дионисий, Федор, Ферапонт, Корнилий и Афанасий. Могилы страстотерпцев стали местом паломничества.

XIX в.    Долгое время древняя обитель не имела самостоятельности. Ее возрождение началось с 1800 г., когда она была приписана к Александро-Свирскому монастырю.

С 1830 г. здесь поселился строгий отшельник из Коневского монастыря о. Исайя с тремя учениками. В то время пустынь пребывала в совершенном запустении. Две ветхие деревянные церкви, деревянная же часовня, над тем местом, где почивали под спудом мощи основателей пустыни Геннадия и Никифора, две небольшие келии и хлебная, полуразрушенная временем, - вот и все постройки, сохранившиеся от некогда славной обители.  Стараниями и трудами отца Исайи в пустыне были сделаны каменные фундаменты у двух деревянных церквей, ветхая часовня над мощами преп. Геннадия и Никифора была перестроена, вновь было отстроено несколько братских келий.

 

   В 1840 г. число братии возросло до 15 человек. Наконец, в 1846 г. обитель, считавшаяся приписанной к Александро-Свирскому монастырю, по ходатайству отца Исайи перед Обер-прокурором Св. Синода при Преосвященном Венедикте графом Протасовым, указом Св. Синода была возведена в степень самостоятельной. К этому времени число братии увеличилось до 22 человек.

   КОНЕЦ XIX в. Страшный пожар в 1885 г. уничтожил почти все деревянные монастырские строения. Братия разошлась по другим обителям епархии. В 1887 г. за устройство монастыря энергично взялся иеромонах Геннадий. Монастырь вновь был отстроен с духовной и материальной помощью «Всероссийского батюшки» – св. праведного Иоанна Кронштадского, который неоднократно приезжал и останавливался в обители. В 1892 г. он освятил новую деревянную Преображенскую церковь.

    XX в.    На другой стороне Важеозера в 5 км от обители располагался скит с церковью во имя святителя Митрофана, епископа Воронежского, построенный в 1904 г. предпоследним настоятелем Спасо-Преображенского Геннадиево-Никифоровского монастыря игуменом Митрофаном (1889-1911 г.г.) на месте, почитаемом местными жителями, как святом. Там с незапамятных времен стояла деревянная часовня.

    После установления советской власти монастырская жизнь прервалась. В 1923 г. обитель закрыли и на ее территории совхоз им. Зиновьева.

   В 1935 г. пустынь подверглась разорению. Все монастырские иконы, книги, архивы, погост, братский корпус, монастырская стена, скит были уничтожены. На ее территории началось строительство Интерпоселка. Преображенский храм стал спортзалом, а Святодуховский — клубом.

    После 1945 г. в стенах бывшей обители расположились колония для несовершеннолетних преступников и психбольница. Разумеется, все это привело к тому, что на момент передачи монастыря Русской Православной Церкви в 1993 г., практически все сохранившиеся постройки находились в аварийном состоянии.

  С 1991 г. по ноябрь 2000 г. монастырь был женским. Малыми средствами храм отреставрировали: починили печи, установили новый иконостас. Началось восстановление колокольни. Были восстановлены каменный зимний храм во имя Всех Святых и надвратная церковь преп. Иоанна Рыльского. Несмотря на все сложности, монастырский устав отправлялся неукоснительно под духовным руководством игумена Илариона (Кильганова).

   С ноября 2000 г. монастырю возвращен статус мужского. Сейчас в обители проживает 20 человек братии (из них 5 священников), 10 сестер образованной при монастыре женской общины, трудники.

Ежегодно при Важеозерском монастыре организуется детский православный лагерь труда и отдыха, где дети от 9 до 14 лет участвуют в богослужениях, исполняют трудовые послушания, отдыхают. За лето здесь отдыхает до 100 юных петрозаводчан, приобщаясь к молитве и труду.

Спасо-Преображенский храм.
Фото В.Григорьева

   Святые врата монастыря                       Фото А.Андрейко

В храме                                            Фото А.Андрейко

                   Храм Всех Святых

 Информация с сайтов: http://eparhia.karelia.ru

                                 http://ru.wikipedia.org

                                 http://vazhemonastery.ru

 

 

Дата последнего обновления страницы 19.10.2022
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения